Как тюменские ковры стали частью русской культуры


Как тюменские ковры стали частью русской культуры

Русское ковроткачество обладает старинной историей и традициями. Сотканные мастерицами ковры по-настоящему самобытны и необыкновенны; они отражают особенности русской культуры и эстетики.

Туркменский ковер

Орнамент русских ковров подобен музыке – чарующие ноты оттенков сплетаются в чудесную мелодию, повествующую нашим сердцам о любви к миру и природе, о милосердии и сострадании, о радости бытия.

Русские ковры поражают своей яркостью, контрастностью. Они наполнены жизнелюбием и искренним восторгом – такие чувства мастерицы вкладывали в свои творения, вдохновившись красотой и разнообразием русской природы. Им свойственно чувство ритма, красоты и соразмерности. С детских лет, постигая традиционное мастерство ткацкого дела, женщины от ковра к ковру совершенствовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них свое понимание красоты.

Туркменский ковер

В быту ковры давно нашли широкое применение: от различных вариаций половиков и ковровых дорожек с простым орнаментом до нарядных и красочных ковров в качестве покрытия столов, лавок, сундуков, стен, саней и лошадей.

История промысла, начавшись еще в XVI веке, своего расцвета в России достигла к XIX веку. Именно в это время шедевры русского ковроткачества стали участвовать в международных выставках. Лучшие образцы были представлены в 1896 году на Нижегородской всероссийской выставке, в 1900 году – на Всемирной выставке в Париже, где они даже удостоились Гран-при, затем на Генуэзской выставке.

Туркменский ковер

Во второй половине XIX века популярность геометрических узоров уступила первенство растительным мотивам. Повсеместное распространение в России получили так называемые «махровые» ковры с цветочным орнаментом. Они создавались на вертикальных ткацких станках, которые требовались для получения ворса путем навязывания узелков из шерстяной пряжи на нитях основы. Такая техника позволяла передать большее количество цветовых оттенков. Ее использовали и в Тюмени. Благодаря тому, что город стоял на великом Сибирском тракте, где находилась Ямская слобода, через которую проезжали ямщики, тюменские ковры находили своих владельцев даже в самых удаленных уголках страны, и пробрели немалую популярность. Шерстяные ковры, изготовленные вручную, с ярким цветочным орнаментом стали называть тюменскими.

Художественная ценность тюменских махровых ковров зависит не только от мастерства ковровщиц, но также и от качества шерсти, красок, рисунков, которые всегда были на высшем уровне. Необыкновенная мягкость махровых ковров обусловлена скрученной вручную нитью, которая состоит из нескольких более тонких нитей, и их концы, в свою очередь, образуют мягкий и пушистый ворс на лицевой части ковра. Созданные таким образом ковры дарят особенно приятные тактильные ощущения и создают дополнительный живописный эффект, сравнимый с мазками краски на полотнах импрессионистов. Поле ковров, символизирующее плодородную землю, украшено пышными маками, благоухающими розами, нежными васильками, витиеватыми гирляндами стеблей, которые соединены в единой удивительно гармоничной композиции.

Туркменский ковер

Считается, что для тюменских ковров характерны яркие цвета на черном фоне. В действительности задний план необязательно должен был быть темным – изготавливалось много изделий на светлом фоне, но именно этот контраст был очень популярен: черный цвет ассоциировался с плодородной землей, а яркие цветы – с богатым урожаем. Мастерицы часто изображали на коврах те цветы, которые они выращивали в своем саду.

Русские ковры с геометрическим орнаментом имеют древние истоки, но начиная с XIX века и до наших дней в мире закрепилось устойчивое восприятие русских традиционных ковров с яркими, крупными цветочными узорами.