Главная
Корзина
Избранное
Профиль

История ковроткачества в Индии


История ковроткачества в Индии

Таинственное очарование индийских ковров способно покорять. Эти утонченные, словно окутанные мистическим флером полотна влюбляют в себя с первого взгляда и с легкостью удовлетворяют требованиям даже самого привередливого современного интерьера. Дизайнеры предпочитают традиционные индийские ковры прочим вариантам. Ведь по качеству плетения шедевры из Индии не уступают знаменитым «персам». Отчего же об этих изделиях знают так незаслуженно мало?

Историю и «золотые» традиции восточного ковроткачества принято связывать с именем Персии 一 нынешнего Ирана. Персидские ковры стали легендой, превратились в символ изысканности и роскоши и затмили славой остальных конкурентов. Теперь только эксперты и коллекционеры помнят, что достоинства индийского ковроделия так же велики и берут начало в древности.

В этой статье исправим историческую несправедливость и расскажем путь индийского ковра от древнего периода до нынешних дней. В конце читателей ждет рассказ о видах индийских изделий и преимуществах для интерьера.


Содержание:

  История ковроткачества в Индии
      История ковра в Индии: начало
      Расцвет ковроделия в Индии
          Индийские ковры 一 персидский дизайн
          Появление авторского стиля
      История индийского ковра: упадок и возрождение
      Индийские ковры как искусство и ремесло
      Современный индийский ковер 一 достоинства
      Выводы

История ковра в Индии: начало

Первые упоминания о коврах встречаются в индийских текстах аж с 500 года до н.э. Это значит, что даже в те древние времена ремесло ковроделия уже развивалось в стране и являлось частью культуры индусов. Кстати, этим же периодом датируется старейшее в мире ворсовое полотно, найденное на Алтае, 一 Пазырыкский ковер. По тонкости орнамента и крепкости плетения Пазырыкского шедевра археологи сделали вывод, что и 2500 лет назад ремесленники мира в совершенстве владели техниками ручного ткачества.

Пазырыкский ковер
Пазырыкский ковер

К сожалению, образцов индийских изделий той эпохи не сохранилось. Можно только догадываться, как выглядели местные узоры тысячелетней давности.

Переломным этапом в истории индийского ковра стал приход первых переселенцев из Персии в VII веке. Персидское государство подверглось завоеванию мусульманских арабов. В 644 году держава Сасанидов пала, и из-за религиозных гонений местные мастера, которые исповедовали религию зороастризма, вынуждены были бежать в соседние земли 一 индийские. С тех пор и началось взаимопроникновение двух культур, которое впоследствии еще не раз сыграло роль в ковроделии Индии 一 и через сотни лет привело к возникновению нового стиля индийских ковров. О том, как это случилось, расскажем в следующей главе истории.

Расцвет ковроделия в Индии

«Золотой век» индийского ковроткачества наступил в 16-17 столетии, в период зарождения и расцвета империи Великих Моголов. Основателем империи стал среднеазиатский полководец Бабур. В 1526 году он объединил территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана и образовал могущественное государство, которое благоденствовало 300 лет.

Падишах Бабур
Падишах Бабур

Но преобразила облик индийского ковра не мирная жизнь, а война. В первые годы обстановка в новой империи оставалась неспокойной. В 1544 году сыну Бабура, падишаху Хумаюну, пришлось бежать от нападения афганцев. Хумаюн скрылся в Персии, при дворе Сефевидского шаха Тахмаспа, где прожил несколько лет.

Роскошь персидского дворца поразила Хумаюна. Особенно покорили индийского правителя драгоценные ковры, которые ткались на королевской мануфактуре и украшали дворцовые залы переливами шелка в сотнях изысканных оттенков. Плененный красотой и богатством этих полотен, Хумаюн попросил персидского владыку отправить с ним на родину группу мастеров, чтобы обучить местных ткачей тонкостям ковроткацкого искусства. Так Индия вновь попала под влияние персидских соседей.


Персидский ковер ISFAHAN IR

Индийские ковры 一 персидский дизайн

В 1580 году, при сыне Хумаюна, Акбаре Великом, в государстве Великих Моголов появились первые крупные ковродельческие центры в Дели, Агре и Лахоре.

Что же за ковры плелись в этих новых мастерских? Поначалу индийские ремесленники создавали копии персидских шедевров. Копии, которые не уступали в роскоши оригиналам. Из кашмирской шерсти и тонкого цветного шелка ткались красочные изделия с традиционными персидскими орнаментами. В полотна вплетали сверкающие золотые и серебряные нити, а плотность плетения составляла 4000 узелков на квадратный дюйм, что позволяло «прорисовывать» тончайшие детали узора и создавать плавные переходы цвета.

Индийские ковры того исторического периода выглядят столь же изысканно, что и персидские, и отличаются таким же филигранным исполнением.


Индийский ковер с персидским орнаментом PLATINUM

Появление авторского стиля

Постепенно мастера в Индии стали отступать от персидских художественных традиций. В рисунках появились индивидуальные черты, добавлялись самобытные элементы, связанные с конкретными регионами изготовления.

Характерными чертами национального индийского стиля стали:

  • яркие, красочные орнаменты и праздничные цвета;

  • детализированные растительные узоры 一 более «природные», чем у персов;

  • слегка асимметричная композиция;

  • присутствие в рисунках символических или натуралистичных изображений животных 一 в соседней Персии религия ислама запрещала изображать животный мир;

  • прослеживалось влияние китайской каллиграфии, африканских мотивов и росписей Византии.

В южных регионах вместе с шерстью использовали легкий прохладный хлопок.

Ковроделие в Индии совершенствовалось и развивалось 300 лет. В конце концов, сложился тот узнаваемый дизайн, который до сих пор ценится коллекционерами и владельцами интерьеров.


Шелковый индийский ковер ETHOS

История индийского ковра: упадок и возрождение

Империя Великих Моголов пала в 1858 году из-за междоусобных войн и английской колонизации. Вместе с этим пришло в упадок и ковроткачество.

С одной стороны, европейцы высоко оценили индийские ковры как товар. Вскоре после колонизации в Индию хлынул поток покупателей из стран Европы и США. Для того чтобы удовлетворить возросший спрос, колонизаторы открыли новые центры ковроделия, которые ориентировались на экспорт. Такими центрами стали регион Бадоа, Амритсар, Джайпур, увеличилось изготовление ковров в Агре, Дели и Кашмире. К работе привлекались новые ткачи. На построенных европейцами мануфактурах выпускались тысячи колониальных ковров, а в производстве впервые стала задействоваться современная техника.

Дворец Хава-Махал в Джайпуре, Индия
Дворец Хава-Махал в Джайпуре, Индия

Интересный факт:

В 1920-1930 гг. в Амритсаре и Агре изготавливались ковры специально для экспорта в США. Эти изделия даже назывались «американский саруг». А регион Мирзапур по сей день занимается производством ковров для рынка Германии, поскольку у немецких покупателей пользуются популярностью классические персидские узоры, которые издавна применяются мирзапурскими ткачами.


Кажется, будто европейское влияние спровоцировало рост ремесла. Увы, это не так. Обратной стороной такого ажиотажа стала конвейерность производства. Ткачи перестали вносить в узоры самобытность и вкладывать душу 一 искусство остановилось в развитии. На мануфактурах штамповались однотипные ковры, которые повторяли популярные орнаменты в угоду покупателям. Стремление ускорить изготовление привело к тому, что изделия создавались на скорую руку, в ущерб качеству и сложности рисунка. Стали использоваться дешевые материалы. Индийский ковер потерял статус драгоценности.

В середине XX века Индия вернула независимость. Местные власти принялись возрождать традиции ручного ковроткачества. В наследство от колонизаторов стране досталось два десятка ковровых заводов и тысячи обученных ткачей 一 оставалось применить это богатство по назначению.

Сегодняшний индийский ковер 一 это синтез древних традиций, современных тенденций дизайна и яркого авторского прочтения классики.


Индийский современный ковер ETHNIC VINTAGE

Индийские ковры как искусство и ремесло

От многочисленных вариантов индийских ковров разбегаются глаза. Ниже разберем популярные виды этих изделий и особенности, чтобы читатель при случае легко сориентировался в выборе.

Виды индийских ковров называются по узору или региону изготовления:

  • кашмир 一 шелковые ковры ручной работы из одноименного региона. Это элитные изделия с высокой плотностью плетения, витиеватым детализированным орнаментом и сверкающей палитрой красок. Мотивы кашмирских ковров родом из Персии, и качество изготовления не уступает персидским шедеврам;

  • агра 一 ковры из шелка и шерсти, сотканные в городе Агра. Древний персидский узор в этих коврах модифицировался. Индийские ткачи сделали элементы рисунка крупнее, а палитру ярче, за счет чего ковры из Агры смотрятся нарядно, но легко;

  • кашан 一 изделия из 100% шерсти, название взято у персидского города Кашан. Композиция состоит из множества медальонов, которые окружаются цветками и листьями. Палитра включает густо-синие, бежевые и оливковые тона;

  • исфахан 一 еще один изначально персидский узор. В рисунке этого типа присутствует центральный медальон, который окаймляется несколькими уровнями орнамента и двумя-тремя бордюрами. Узор наполнен тонкой символикой и обилием элементов 一 вазами, цветами, символическими изображениями птиц и животных, зашифрованными надписями;

  • дурри 一 легкие тканые ковры из хлопка. Эти безворсовые коврики пользуются популярностью в Европе из-за бюджетности, экологичности и ненавязчивого дизайна.

Ковер из Агры KING OF AGRA с дамасским узором

Среди популярных индийских дизайнов выделяются еще персидские узоры «тебриз», «керман», «махал», «биджар». На севере страны ткут ковры с китайскими и буддийскими мотивами.

Современный индийский ковер 一 достоинства

Современные индийские производители предлагают сотни вариантов ковров 一 причем и ручной, и машинной работы. Традиционные полотна яркие, своеобразные, но гармоничные, с жизнерадостной гаммой цветов.

Изделия, предназначенные для западных покупателей, выглядят сдержаннее. Дизайны отвечают мировым трендам 一 лаконичность, ненавязчивость, естественные тона.

Достоинствами ковров из Индии являются:

  1. Утонченный самобытный дизайн, который вносит глубину в интерьер.

  2. Естественность, «природность» красок.

  3. Экологичные натуральные материалы 一 шерсть, шелк, хлопок.

  4. Изысканная, приятная к телу фактура.

  5. Разнообразие моделей 一 от легких вязаных ковриков до плотных роскошных шерстяных изделий.

Классические и современные индийские ковры легко вписать в интерьер за счет удивительного свойства этих полотен адаптироваться к стилю обстановки.


Индийский ковер в духе абстракции CARTIE COLLECTION

Выводы

Ковроделие в Индии 一 древнее ремесло с многовековыми традициями. История индийского ковра в современном виде началась в XVI веке под влиянием персидской культуры.

Со временем искусство ковроткачества в Индии приобрело самобытные черты, что позволило индийским коврам стать такими же известными и востребованными, как и персидские.

Значение этих изделий нельзя умалить. Индийские ковры 一 желанные гости в каждом доме, ведь эти полотна соединяют красоту классики с модными тенденциями и качеством.

Выбирайте индийские ковры в каталоге Kover.ru. На сайте предлагаются элитные изделия ручной работы и бюджетные фабричные модели под любой интерьер. Покупателей ждут классические узоры в современной интерпретации и модные авторские коллекции. Заказывайте бесплатную демонстрацию на дому, чтобы увидеть ковер в обстановке вживую 一 консультация профессионального декоратора в подарок.


Сергей Овчинников

Статья подготовлена на основе рекомендаций профессионального декоратора, эксперта по коврам, Сергея Овчинникова.









Понравилось? Поделись: