Бесплатная доставка по всей России.
Подробнее о доставке
Закрыть

Ковроткачество в Иране: прошлое и настоящее

25 Июля 2017

Иранские ковры – совершенны

Они были такими сотни лет назад, и по сей день остались непревзойденными. Современный Иран когда-то находился на территории древней Персии, откуда и возник термин «персидский ковер».

Ковроткачество в Иране возведено в Абсолют

Потому что ковер в восточной культуре – не просто предмет обихода. Это своеобразный микрокосм, наполненный множеством символов. Это определило и своеобразный стиль орнамента. Однако узнаваемый изощренный рисунок из стеблей и цветов, который возникает в сознании при словах «персидский ковер», сформировался далеко не сразу.

Ковер - это весь мир вокруг человека

С наибольшей долей вероятности ковроткачество возникло в среде кочевых племен Средней Азии тысячелетия назад. В условиях архаического мировоззрения, отличающегося особенной цельностью, ковер возник как совмещение различных граней жизни: практических и художественных, личных и общественных, эмоциональных и религиозных. Ковер стал выразителем культуры создавшего его народа и самым ярким носителем творческого импульса, присущего человеку вообще. Упрощенная техника плетения и необходимость ткать изделия с достаточной скоростью определили простоту орнамента. В основном он состоит из стилизованных изображений холмов, деревьев, домашних животных, прямых линий, обозначающих горизонт или границы владений племени и волнообразных, символизирующих воду – ручьи и реки. Так в ковре оказался заключен весь мир человека. Цвета, в которые окрашивалась пряжа, бережно извлекались из своих естественных сосудов: стеблей и листьев разных растений, их корней, и скромных, но щедрых цветочных лепестков. Гармония цветосочетаний провинциальных ковров была продиктована гармонией окружающей природы. В этнических коврах чаще всего встречаются теплые охристые, кирпичные, ореховые, кремовые, желтые и зеленоватые оттенки, которые прекрасно дополняют друг друга.

До сих пор и в среде кочевников, и отдельных небольших деревнях, старинные традиции ковроткачества остаются неизменными. Этнические ковры ткутся в городах Алиабад, Шираз, Керман, Сирджан. Дизайны ковров создаются самим ткачом, который воплощает его почти интуитивно, без предварительной прорисовки эскиза на миллиметровой бумаге. Этнические ковры из иранских провинций очень эмоциональные, выразительные, естественные и теплые. Им присуща динамика линий и контрастность локальных цветов.

Этнические ковры из иранских провинций очень эмоциональные, выразительные, естественные и теплые. Им присуща динамика линий и контрастность локальных цветов

Золотой век иранского ковроткачества

В дальнейшем, в связи с расцветом придворной культуры во времена правления Сефевидов, настал «Золотой век» ковроткачества. Это был и расцвет культуры ислама, для которой характерен возвышенный символизм и метафизическая сложность в изобразительных традициях. Именно в этот период был рожден знаменитый персидский ковер. Как правило, это полотно прямоугольной формы, украшенное сложным растительным орнаментом. В центральной части ковра зачастую присутствует медальон изысканной формы, символизирующий центр мироздания, вселенскую гармонию. Композицию завершает так называемый главный бордюр, окаймленный двумя дополнительными. Каждая черта, каждая линия занимает строго определенное ей место, также как и каждое крохотное существо исполняет судьбу, предназначенную ей Создателем.

В настоящем персидском ковре каждая черта, каждая линия занимает строго определенное ей место, также как и каждое крохотное существо исполняет судьбу, предназначенную ей Создателем.

Все элементы орнамента в персидском ковре искусно прорисованы и, конечно же, самой узнаваемой чертой восточного узора является наличие пальметт – стилизованных цветков граната или лотоса. Они изображены плоскостно, чем уподобляются редкому гербарию: мы можем наблюдать цветок одновременно и с боковой, и с фронтальной точек зрения; видим наружную часть лепестков и драгоценную сердцевину. Это позволяет делать изображение более полным, детальным, похожим на фантастическую картину. К созданию узора подходят трепетно, с особым тщанием, используя невероятное количество разнообразнейших оттенков. В этом проявляется особое творческое видение и мастерство ткача. Все эти составляющие, в сочетании с отменным качеством материалов и тонким художественным вкусом иранских мастеров превращают их изделия в подлинные произведения искусства.

Традиционные пальметты изображаются так, что мы можем наблюдать цветок одновременно и с боковой, и с фронтальной точек зрения. Это делает узор несколько фантастичным, нереальным.

Цветовая гамма городского ковра также сильно изменилась: в ней появилось больше вибраций, оттенки драгоценных камней, золота и жемчуга. Одно перечисление всех цветов, применяемых в иранском ковроткачестве, заняло бы множество страниц. Среди них встречаются сложные и эстетичные оттенки коралла, рубина, бирюзы, шафрана, индиго – настоящее пиршество для глаз.

Для иранских ковров ручной работы используют только натуральные материалы: шерсть, шелк, хлопок. Основным материалом для создания ковров служит овечья шерсть. Самая качественная шерсть строго в определенные периоды состригается у молодых овец с области живота и шеи: именно такой тип шерсти считается самым мягким и эластичным. В Иране также производится великолепный шелк и веками культивируются натуральные красители для пряжи. Существуют особые техники плетения узлов для достижения более высокой плотности и точности орнамента. Как правило, для воплощения гибких растительных орнаментов используется полуторный персидский узел – именно он позволяет сделать линии плавными и сохранить высокую плотность плетения. Строгие геометрические узоры ткутся двойным турецким узлом: с ним линии получаются четкими и стремительными.

Ковры из провинции Исфахан

Самые знаменитые восточные ковры родом из царственного Исфахана, некогда бывшего столицей Ирана, блиставшей роскошью и великолепием. В нем еще сохранились величественные дворцы и храмы, украшенные росписями и сложной резьбой. Когда-то их мраморные плиты покрывались восхитительными коврами, которые демонстрировали могущество восточных правителей и богатство восточной культуры. Не было лучшего и более дорогого подарка для иностранного посла, чем ковер из королевской мастерской. В наши дни отзвуки этого великолепия сохранились в исфаханских коврах, которые отличаются сбалансированной композицией и утонченной палитрой цветов. Ковры из Исфахана – эталон хорошего вкуса и образец высочайшего качества.

Ковры из провинции Тебриз

Город Тебриз обладает сложной и интересной историей. Некогда он был столицей Азербайджана, а в XVI веке стал столицей империи Сефевидов, при которых и появились королевские ковроткаческие мастерские. В то время там создавались изумительные ковры, которые сейчас являются жемчужинами крупнейших музеев всего мира. Традиции императорского прошлого там не забыты: ковры из Тебриза славятся высочайшим качеством и неоспоримыми художественными достоинствами. Именно в Тебризе наиболее красноречиво воплотился синтез европейской и восточной культур: мастера ездили во Францию и перенимали некоторые орнаментальные и колористические особенности. Поэтому тебризские ковры поражают своей необыкновенной нежностью, напоминающей об эпохе рококо, картинах Буше и Фрагонара.

Ковры из провинции Кум

Регион Кум с середины XX века производит самые изысканные шелковые ковры. Потрясающе декоративные орнаменты, гармоничная симфония десятков насыщенных оттенков, мягкость и нежность переливающегося шелка… Невероятный эстетизм ковров из Кума обеспечил им мировую известность. Шелковая нить гибкая и прочная, поэтому ковры из этого материала считаются самыми износостойкими. А по количеству цветов, используемых в одном изделии, ковры из Кума, пожалуй, остаются непревзойденными.

Ковры из провинции Наин

Аристократичные ковры из города Наин совмещают в себе классические орнаменты времен эпохи Сефевидов с элегантной цветовой гаммой, выдержанной в бежево-голубых тонах с многочисленными нюансами. Подобное сочетание цветов заставляет вспомнить об итальянской майолике и делфтском фарфоре. Тонкие линии узора зачастую выполняются шелковой нитью, которая мерцает на фоне матовой шерсти. Так создается неповторимая игра света и фактур.

Персидский ковер – это предмет роскоши, must-have элитного интерьера, как классического, так и современного, в котором зачастую сочетаются элементы различных стилей. Компания Art de Vivre сотрудничает с лучшими иранскими ткачами, известными во всем мире, благодаря чему в ассортименте присутствуют подлинные шедевры ковроткачества.

Оставьте свой номер телефона и декоратор свяжется с вами в удобное время

Закрыть

Выберите город доставки

Закрыть

Покупка в 1 клик

Укажите своё имя
Укажите свой телефон
Укажите свой E-Mail
Закрыть