Совсем недавно в ГМИИ имени А.С. Пушкина прошла выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», на которой зрители смогли познакомиться с шедеврами голландской живописи XVII века.
Прогуливаясь рядом с работами Рембрандта Харменса ван Рейна, Яна Вермеера, Франса Халса, Габриэля Метсю, Каспара Нетшера и других художников, Вы могли заметить, что в их работах ковры встречаются достаточно часто. При этом на полу ковров практически нет – они располагаются на столах, горделиво вывешиваются из окон или ниспадают тяжелыми складками откуда-то сверху, подобно занавесу. Такое расположение ковров может вызвать недоумение. Давайте разберемся, что именно означал ковер в Голландии XVII века и почему его так любили изображать художники.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет короля Генриха VIII
На Востоке искусство ковроткачества существовало на протяжении сотен лет. Персидские и турецкие мастера без преувеличения достигли совершенства в своем деле, тогда как в Европе мастерских по производству ковров не было, соответственно и ковроткачество находилось в зачаточном состоянии. В XVI веке в Европе стали появляться самые первые восточные ковры. Закупать ковры в далеких экзотических странах и перевозить их морем было опасно: стоили они дорого, требовали определенных условий содержания, по дороге судно могло затонуть, попасться пиратам, или просто разбойникам, жаждущим легкой наживы. Поэтому те ковры, которые все же попадали в Европу, стоили баснословных денег. Изначально их могли себе позволить только особы королевских кровей. Например, известным коллекционером ковров был Генрих VIII. К сожалению, подавляющее большинство ковров той эпохи не сохранилось из-за неподходящих условий содержания – они были уничтожены замковой сыростью, а то и пожарами, которые в ту эпоху были не редкостью. Поэтому, когда ученые в конце XIX века стали интересоваться коврами и пытаться их типологизировать, они обратились за сведениями к художественным произведениям. Так и появились названия вроде «ковер Гольбейна» или «ковер Лотто» - разумеется, художники не ткали эти ковры, но только благодаря им мы сейчас можем представить себе, какие орнаменты украшали ковры 400 лет назад.
Лоренцо Лотто. Портрет Джованни делла Вольта с женой и детьми. Этот тип турецкого ковра с геометризированными золотисто-желтыми узорами на алом поле носит название «ковер Лотто».
Турецкий ковер «Ушак», называемый также «ковер Лотто»
Ближе к XVII веку ковры стали немного доступнее – они появились не только во дворцах, но и в простых домах состоятельных людей. Тем не менее, ковер по-прежнему оставался символом богатства и благородства. В картинах любая деталь не случайна, поэтому ковер также очень многое сообщает о благосостоянии и эстетическом вкусе человека, изображенного на картине. В голландской живописи Золотого века ковры были широко представлены в портретах богатых торговцев и чиновников, в жанровой живописи, в картинах интерьеров домов голландских бюргеров, в картинах с мифологическими сюжетами и в ряде натюрмортов. Для художника ковер был очень значим: он является яркой и выразительной деталью, делающей общий колорит гораздо более живописным и привлекательным, а также наделяет образ портретируемого дополнительными символическими значениями. Ковры из сферы парадного портрета переходят в область повседневного реалистичного жанра и различных аллегорических сюжетов.
Габриэль Метсю. Мужчина, пишущий письмо
Ковер как деталь интерьера в Нидерландах (и, в частности, в Голландии) прижился именно как покрытие стола. В то время господствовала протестантская этика, проповедовавшая сдержанность и бережливость, поэтому, хотя ковры и стали более доступны по цене, но все равно они стоили слишком дорого, чтобы все спокойно могли прогуливаться по чему-то столь ценному. Лишь в конце XVIII столетия ковры начали расточительно стелить на пол, что связано с большим потоком более дешевых изделий из Индии и развитием ткацких мастерских в Европе.
Ковер на столе делал аскетичный интерьер красочным и придавал ему «весомости» - входящему сразу было понятно, что он находится в доме человека с достатком. Настоящий персидский или турецкий ковер моментально притягивал к себе взгляд и вызывал заслуженное уважение. Художникам часто требовалась эта деталь для картины, поэтому часто один и тот же ковер мы можем увидеть на разных картинах разных художников. Секрет в том, что гильдия живописцев, скорее всего, владела несколькими коврами и сдавала их в аренду членам гильдии. Без этой детали практически невозможно представить себе классический голландский интерьер, что отражено, например, в фильмах, описывающих события той эпохи.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» Питера Веббера.
Кадр из фильма «Рембрандт: я обвиняю» Питера Гринуэя.
Хотя тенденция застилать стол ковром кажется уже давно ушедшей в прошлое, иногда столы декорируются коврами и в современных Нидерландах. Особенно часто такую деталь можно встретить в традиционных ресторанах.
Ковры всегда связывались с праздничностью, с неким торжественным событием. В древности ковры было принято вывешивать на заборы или на ворота, когда в доме готовились к свадьбе или праздновали рождение ребенка. Ковры были неотъемлемым атрибутом в том числе и церковных праздников – эта традиция до сих пор существует. Балкон, на котором выступает Папа Римский, традиционно украшается ковром.
Традиционная воскресная месса Папы Бенедикта XVI
Ковер на балконе призван привлекать внимание, поэтому в живописи он может быть, например, знаком того, что юная барышня жаждет произвести впечатление на кавалеров.
Каспар Нетшер. Леди с попугаем и джентльмен с обезьяной
Таким образом, ковер оказался «вплетен» в европейские традиции, он вмещает в себе множество значений. Поэтому в картинах ковер играет очень важную роль – не только как яркий акцент и вызов художественному мастерству, но и как сложный социальный символ.
Можно сказать, что ковры делают картины голландских живописцев более выразительными, насыщенными, помогают правильно расставить акценты – то есть, сделать все то, что и мы сегодня пытаемся воплотить в современных интерьерах. Ковер, безусловно, поможет Вам в создании по-настоящему живописного интерьера, который сам по себе может стать произведением искусства.