История ковроткачества


История ковроткачества

Ковроткачество – одно из самых древних ремесел, освоенных человеком

Археологические находки свидетельствуют, что искусство плетения узорчатых полотен было широко распространено в Древнем Египте еще в XIV веке до н.э. В скальном некрополе Бени-Хасан, расположенном на восточном берегу Нила, была обнаружена фреска X века до н.э., на которой изображены две девушки за ткацким станком, устройство которого мало поменялось за последние три тысячи лет. Увы, до наших времен почти ничего не сохранилось, и в основном мы можем судить о том, какие ковры украшали древние жилища лишь по изображениям – к ним время оказалось более благосклонно.

Однако, в Эрмитаже хранится самый древний, чудом сохранившийся во льдах Горного Алтая, Пазырыкский ковер. Это самый старинный ворсовый ковер из ныне существующих, его возраст – свыше 2500 тысяч лет. Прекрасная сохранность ковра позволяет в полной мере оценить его декоративные особенности: тщательно проработанный орнамент с изображениями всадников, грифонов, ланей и стилизованных цветов.

Перед вами - точная копия Пазырыкского ковра, восстановленная по заказу Art de Vivre. Сегменты, не сохранившиеся в реальности, затканы шелковыми нитями.

Ковер из коллекции WOVEN LEGENDS

Состав: шерсть и шелк

История создания ковра

Уходящая вглубь веков история создания ковра кажется весьма запутанной: до сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось как функциональное ремесло в среде кочевых племен Центральной Азии. Дело в том, что практические качества ковра неоспоримы: он защищает от холода и пыли, от палящего солнца, вредных насекомых и даже от змей, которых отпугивает защитный слой ланолина, покрывающий натуральную шерсть.

Ковер был пологом, покрывалом, попоной и занял центральное положение в устройстве человеческого быта. Женщин начинали учить ткачеству еще в возрасте 3-4 лет, поэтому ткацкий станок становился прямым отражением не только традиций, но и личных чаяний и переживаний. Сотканный ковер заключал в себе особое видение мира и эстетическое чувство мастерицы. Со временем именно ковер стал синонимом слова «дом», ведь ковер во многих регионах был абсолютно незаменим.

Вся повседневная жизнь концентрировалась вокруг ковра: на нем совершали обряды бракосочетания, семья собиралась вместе для трапезы, дети сидели на ковре в то время, как им рассказывали древние предания их народа, да и кровать заменялась пушистым ворсовым ковром, мягким и теплым. Можно сказать, что дизайн как искусство в подлинном смысле этого слова начался с ковроткачества.

В этнических коврах каждая деталь очень символична. Узор представляет собой художественную интерпретацию образа Вселенной в воображении мастеров. Как правило, ковер изобилует благопожелательными и защитными символами, среди которых часто встречается Древо Жизни – один из самых почитаемых знаков во многих древних культурах. Но самое восхитительное – это их яркие и чистые цвета.

Ковер коллекции KAZAK CLASSIC

Традиционные ковры Востока

Затем, когда племена стали переходить к оседлому образу жизни, искусство ковроткачества стало постепенно усложняться: все больше труда вкладывалось в орнаментальные и декоративные особенности полотна. Увеличилось количество цветов, в которые окрашивалась пряжа, а символика сделала ковер неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов многих народностей.

Традиционные ковры

Самыми известными центрами ковроткачества нового, оседлого периода, стали Персия и Турция, а позднее – Индия. Эпоха Сефевидов (XVI-XVIII вв.), известная также как золотой век иранского искусства, подарила миру великолепные образчики ковров ручной работы. Особенно ценные и роскошные экземпляры ткались в столице, которой сначала был город Тебриз, а затем – Исфахан. До сих пор оба этих города считаются главными центрами иранского ковроткачества, где по старинным эскизам ковры ткутся из качественных материалов, обладающих и красотой, и практичностью. В мусульманской традиции сформировались особые декоративные принципы, наиболее полно воплощенные в коврах. Ковер стал образом рая, идеального бытия. Недаром в Коране праведникам обещано вечное благоденствие: в обществе юных гурий они будут возлежать в раю на роскошных коврах.

Ковры из Тебриза и Исфахана до сих пор признаются едва ли не самыми лучшими в мире. Секреты мастерства, передающиеся от поколения к поколению, позволяют достичь подлинного совершенства и в художественном облике, и в практических качествах ковра.



Ковры из Турции через Венецию стали экспортироваться в Европу. Контрастные и энергичные орнаменты, вытканные блестящей шерстью, быстро покорили воображение европейцев. Ковры стали появляться в домах знатных господ, где их изображали даровитые живописцы: Лоренцо Лотто, Ганс Гольбейн Младший, Франциско Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо и многие другие. Ковры со специфическим орнаментом, запечатленные Лотто и Гольбейном даже получили соответствующее название: «Ковры Лотто» и «Ковры Гольбейна». Однако в Европе ковры пока что ткать не умели, ведь создание ковра – это невероятно долгий, кропотливый труд, который требует соблюдения множества нюансов и специфического художественного видения для поиска необходимых форм и цветосочетаний.

Дармштадтская Мадонна (Мейера)

Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская Мадонна (Мейера), 1526 г.

В эпоху Возрождения ковры часто изображаются на полотнах великих живописцев. Особенно часто их можно увидеть на парадных портретах и в классических алтарных композициях. А у нидерландцев и голландцев ковер часто присутствует в жанровых сценах: в ту эпоху ковром было принято накрывать стол, ведь это был несказанно дорогой элемент декора.

 Уснувшая девушка

Ян Вермеер. Уснувшая девушка, 1657 г.

Восточные ковры

Ковроткачество в Европе

Лишь в XVII веке ковроткаческие мануфактуры открылись во Франции. Сперва начала свою работу знаменитая мануфактура в Савонери, по инициативе иллюстратора Пьера Дюпона. Здесь создавали ковры впечатляющих масштабов с рельефной выстрижкой ворса и тщательной нюансировкой цвета. Эскизы для этих ковров создавали самые талантливые художники эпохи; орнаменты, как правило, соответствовали эстетике в духе барокко, рококо и неоклассицизма. Необходимость создания ковроткаческих мануфактур во Франции была предопределена своеобразием самих интерьеров. Восточные арабески диссонировали с французским интерьером, поэтому они были заменены на пышные розы, листья аканта, мифологические мотивы и королевские регалии, которые гармонично сочетались с остальными элементами декора и предметами искусства.
Изначально ковры из Савонери предназначались исключительно для королевского двора: ковры из Савонери украшали залы Лувра, Версаля и Тюильри. В 1743 году важным центром ковроткачества стал город Обюссон, где ткались также и безворсовые ковры, больше похожие на изысканные гобелены с нежными цветочными узорами. Ковры из Обюссона и Савонери стали синонимами утонченной роскоши, власти и богатства.

Ковры из Обюссона и Савоннери надолго стали символами принадлежности к европейской аристократии и непременным атрибутом власти. Сегодня они часто украшают апартаменты в стилях барокко и рококо.



А в 1883 году англо-швейцарская компания Ziegler&Co начала развивать производство ковров ручной работы в Султанабаде. Здесь ткались ковры более близкие европейскому вкусу. Цветовая гамма отличалась сдержанностью, обилием теплых древесных оттенков. Классические в своей основе орнаменты также были несколько изменены и интерпретированы более свободно. Ни одно знатное семейство в Англии не обходилось без традиционного ковра Зиглер, который идеально подчеркивал достоинства викторианского интерьера. Эти благородные дизайны до сих пор узнаваемы и любимы во всем мире. Ковры в стиле Зиглер по преимуществу ткутся из мягкой овечьей шерсти в Индии и Пакистане.

Ковры в стиле Зиглер отличаются сдержанной палитрой цветов и достаточно крупным орнаментом. Их естественные оттенки идеально подчеркивают деревянные и кожаные элементы в интерьере.


Современные ковры

С конца XIX века ковер стал экспериментальной областью для многих художников и дизайнеров. Удивительные ковры создаются по всему миру и становятся прекрасным способом для творческого самовыражения. Например, известный английский дизайнер, архитектор и издатель Уильям Моррис сам искал новые способы окрашивания тканей природными красителями, учился ткать ковры, а также создавал эскизы для них. Ковры по дизайнам Морриса отличаются изысканным орнаментом, естественным, но продуманным до мелочей. А вместе с художниками Эдвардом Берн-Джонсом и Филиппом Уэббом он создавал на своей мануфактуре шпалеры со средневековыми сюжетами, в основном навеянными артуровским эпосом и балладами Теннисона. Ковры и шпалеры по мотивам Уильяма Морриса сегодня известны и любимы во всем мире.

Изысканные орнаменты Уильяма Морриса, воплощенные в коврах, смотрятся очень стильно.


Наряду с традиционной прямоугольной формой появились круглые, овальные, многоугольные ковры. В эпоху ар деко заказы на создание ковров получали самые именитые дизайнеры: Жак-Эмиль Рульман, Поль Фолло, Эдуард Бенедиктус, Эйлин Грей. Многие из них ткались на фабрике в Савонери. В Великобритании собственную компанию по изготовлению индивидуальных ковров возглавила Марион Дорн.

Сегодня сохраняется баланс между традициями и современностью: ткутся как классические ковры по старинным технологиям, существующим уже тысячи лет, так и совершенно инновационные ковры по нестандартным дизайнерским проектам. Современные немецкие дизайнеры Ян Кат и Юрген Далманнс во многом изменили отношение к традиционному ковру, превратив его в полноценный предмет современного искусства, яркий способ самовыражения. Их работы выставляются на всевозможных престижных художественных выставках, завоевывают награды, но, несмотря на кажущуюся самодостаточность, они все еще предназначены именно для украшения интерьера.

Современные ковры порадуют ценителей смелых интерьерных решений нестандартными орнаментами, сочетанием разнообразных фактур и оттенков.


С развитием технологий значительным спросом стали пользоваться ковровые изделия машинной работы, однако произведения искусства, выполненные ручным трудом, остаются непревзойденными. Менялись представления о красоте и моде, но по-настоящему интерес к коврам ручной работы не угасал никогда. Стоит помнить, что ковер – это не догма. С течением времени трансформируется дизайн, изменяются орнаменты, формы и само отношение к ковру, но это искусство вновь актуализируется с каждым новым веянием в мире творчества и дизайна. Каждому стилю, направлению и эпохе присуща своеобразная красота, которая наверняка найдет отклик в сердцах многих людей, поэтому столь интересно наблюдать за историей ковроткачества.