Искусство ковроткачества в Турции настолько древнее, настолько тесно вплетено в саму ткань культуры и национального самосознания, что турки считают именно свою нацию изобретательницей ворсового ковра как такового. Однако эта теория остается неподтвержденной, а вот красота, самобытность и прочность турецких ковров – это бесспорные факты.
Ковроткачество в Турции децентрализовано: у каждого города или деревни сформировались свои собственные самобытные традиции, которые выражаются в своеобразии орнамента, цветовой палитры, особенностях фактуры ковра. Отчасти это связано с тем, что Анатолийский полуостров, который ныне входит в состав Турции, оказался своеобразным мостом между Азией и Европой. На его территории селились различные народы, которые обогащали искусство друг друга различными обычаями и эстетическими принципами. Знаменитыми центрами художественного ткачества считаются города Ушак, Бергама, Гиордес, Конья, Хереке, Кумкапи.
Известные образцы турецкого ткачества относятся к периоду правления воинственной династии Сельджуков, продолжавшемуся с XI по начало XIV века н.э. Сельджуки были суннитами и следовали жестким иконографическим канонам, поэтому у них сформировался достаточно строгий геометрический орнаментальный стиль без изображений растений, животных или людей. Сельджукские ковры совмещают в себе утонченность и решительность, эстетизм и безупречную отточенность линий.
Особый стиль ковроткачества сформировался у мамлюков – элитных отрядов сельджукского войска, которые пришли к власти в XIII веке, устроив переворот на Ближнем Востоке и установив Мамлюкский султанат. Мамлюки, также придерживаясь геометрического стиля, переосмыслили орнаментальную композицию в целом, и создали особенный «калейдоскопический» узор. Четыре дополнительных медальона словно бы вращаются вокруг центрального, обрамленные сложной сетью линий и орнаментальных элементов. Колористическое решение также весьма изысканно: как правило, в ковре сочетаются насыщенный алый цвет с различными оттенками морской волны, вкраплениями бирюзового, изумрудного, кремового, золотистого цветов. Ковры, как и сельджукские, ткались классическим «турецким» двойным узлом. Такой метод плетения отличается очень высокой прочностью и идеально подходит для воплощения тонких и строгих геометрических узоров.
У мамлюков сформировался особый, невиданный по красоте орнамент, похожий на узор в калейдоскопе:
Начиная с XIV века огромной политической и военной мощи достигли турки-османы. Под их владычеством оказалось множество стран с различных континентов. Именно в этот период турецкие ковры достигают своего наивысшего расцвета и пользуются невероятной популярностью в Европе. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные изображения турецких ковров на картинах эпохи Возрождения: в работах Ганса Гольбейна Младшего, Лоренцо Лотто и других знаменитых художников.
Начиная с эпохи Возрождения, турецкие ковры можно часто увидеть на картинах известных живописцев:
Лоренцо Лотто, «Джованни делла Вольта с женой и детьми», 1547 г.
Во время правления османских правителей, на весь прославились мастерские города Ушак, где ткались восхитительные ковры для турецкой придворной знати, которые также весьма ценились в Европе. Среди антикварных образцов часто встречаются ушакские ковры с полем, плотно заполненным изображениями изящных арабесок
Поле, плотно затканное небольшими искусно выполненными арабесками, четкий ритм и симметрия характерны для иконографических традиций города Ушак:
Центром Османской империи был Стамбул, однако в самом Стамбуле ковры никогда не производились. Зато совершенно удивительные по красоте шелковые ковры производились в городе Кумкапи (в переводе – «Золотые ворота»), который расположен недалеко от Стамбула. Ковры из мануфактуры Кумкапи отличаются необычным, очень благородным колоритом, который невозможно в полной мере передать посредством фотографии. Эти ковры приятны наощупь, прочны и имеют очень высокую художественную ценность. Ковры из города Купкапи сегодня чрезвычайно редки, ведь мануфактура уже закрыта. Поэтому их ценность увеличивается день ото дня.
Шелковые ковры из Кумкапи сегодня чрезвычайно редки. Каждый экземпляр достоин стать гордостью любого ценителя художественного ковроткачества:
Ковроткачество в Турции развивалось на протяжении столетий. В результате такого длительного развития сформировались особые иконографические и ремесленные традиции, которые отличают турецкие ковры от всех прочих. Несмотря на то, что турецкие ковры не столь известны, как иранские, они имеют ничуть не менее интересную историю и зачастую не уступают им в качестве и красоте.