Как выбрать турецкий ковер ручной работы


Как выбрать турецкий ковер ручной работы

Горделивая и воинственная Турция считается одним из главных центров ковроткачества в мире. Ковроделие в этой стране стало национальным достоянием, частью культурного наследия и существенной статьей дохода, ведь иностранцы съезжаются с противоположных концов света, чтобы посетить колоритные восточные лавки и элитные магазины-музеи в поисках тех самых знаменитых ковров. Словосочетание «турецкий ковер» ассоциируется у покупателей с качеством, красотой, художественной ценностью и долговечностью. А уж истории создания самобытных изделий, как сказки «Тысяча и одной ночи», заворожат кого угодно.

Но чем популярнее бренд, тем чаще его подделывают. Даже в самой Турции не каждому продавцу стоит доверять. Скажем так: особенно в Турции. Если вы влюблены в нарядность анатолийских узоров и мечтаете приобрести турецкий ковер домой, то не спешите вылетать в Стамбул и торговаться до ночи на Гранд-базаре. Приятная новость заключается в том, что выбрать турецкий ковер хорошего качества можно и даже лучше в России.

В этой статье разберем, какими бывают и за что ценятся турецкие ковры, и научимся отличать аутентичные изделия от подделок, чтобы покупка не обернулась разочарованием, а стала поводом для радости и гордости на годы.

Содержание:

  История турецких ковров

  Почему турецкие ковры такие ценные

  Виды турецких ковров

  Как отличить ручную работу от машинной

  Выводы

История турецких ковров

Считается, что первые прародители турецких ковров изготавливались еще 7000 лет назад в поселении Чатал-Хююк на территории Анатолии. В VIII-IX веке уже нашей эры тюркские племена плели ворсовые ковры для утепления стен и полов каменных жилищ. Однако первое упоминание о турецких изделиях относится к XIII веку 一 известный путешественник Марко Поло рассказывал, что в городе Конья, старинном центре ковроткачества, ткались лучшие в мире ковры.

На узоры традиционных турецких полотен повлияли многочисленные соседи: кавказские и азиатские кочевые племена, греки, которые на тот момент тоже развивали ковроделие. В XV веке эмигранты из Египта и Персии принесли в Османскую империю свои изысканные орнаменты, что отразилось во внешнем облике изделий. Так понемногу турецкие ковры обрели те изобразительные черты и колорит, за которые их любят и узнают по сей день.

В 1843 году султан Абдул-Меджид I основал в поселении Хереке под Стамбулом первую придворную ковровую мастерскую, где ткались изделия для украшения Османского двора.

Интересный факт:

Императорская мануфактура в Хереке создала более 140 ковров для украшения дворца Долмабахче общей площадью 4500 м2.

В конце XIX 一 начале XX века мануфактура в Хереке изготавливала изделия для Османской аристократии. Ковры ручной работы преподносились как дипломатические подарки королевским семьям Японии, России, Германии и Англии. Спрос на изделия увеличился, когда слава о коврах распространилась по Европе. Производство расширилось, а «султанские» шедевры появились в стамбульских магазинах.

В современной Турции кроме ковров ручной работы ткут и бюджетные машинные модели. Такие модели тоже отличаются качеством, однако не сравнятся с ручными.

Дальше в статье речь пойдет только об изделиях ручной работы и о том, как выбрать турецкий ковер хорошего качества в этой категории.

История турецких ковров

Почему турецкие ковры такие ценные

Турецкий ручной ковер может стоить до нескольких десятков тысяч долларов 一 и такая цена оправдана.

Вот особенности, за которые ценятся турецкие ковры:

  1. Натуральные материалы.

Традиционные турецкие изделия ткут только из экологически чистой овечьей шерсти или хлопка. Изредка встречаются дорогостоящие шелковые турецкие полотна.

  2. Природные краски.

Ковры окрашивают натуральными красителями, которые добывают из корней и отваров растений и панцирей насекомых. К примеру, оранжевый оттенок получают из куркумы, зеленый 一 из полыни, а яркий красный, который стал визитной карточкой восточных ковров, 一 из высушенных панцирей жучка кошенили. Цветовая палитра изделий, окрашенных натуральными красителями, смотрится естественно, краски плавно переходят одна в другую и выцветают изысканно 一 остается благородная патина.

  3. Прочное плетение.

Ворсовые ковры ткут с применением двойного турецкого узла: ткачи оборачивают пряжу вокруг двух нитей основы так, чтобы получились две симметричные петли 一 по одной с каждой стороны. Распустить турецкий узел практически невозможно. С помощью такого плетения создаются толстые, плотные изделия, которые отличаются повышенной прочностью. Особенности структуры делают турецкие ковры теплыми и долговечными.

  4. Национальный колорит.

Орнаменты турецких ковров совершенствовались веками и соединили художественные традиции восточных племен. В каждом регионе использовалась уникальная символика и цветовые сочетания, с помощью узоров женщины-ткачи отражали окружающую действительность. В рисунках рассказывались истории рода, зашифровывались пожелания благополучия и долголетия. Эти традиции сохраняются по сей день, а по характеру узоров, материалу и красителям эксперты определяют место и время создания ковра. Для турецких изделий характерны изящные растительные мотивы 一 цветки тюльпана и плоды граната.

Интересный факт:

В коврах ручной работы различают до 150 вариаций оттенков, в то время как в машинных изделиях цветов только 10.

Сегодня ковров ручной работы в Турции изготавливают меньше, а коллекционеры охотятся за редкими экземплярами на антикварных аукционах, вроде «Сотбис» и «Кристис».

Виды турецких ковров

Турецкий ковер в интерьере

Традиционные турецкие ковры делятся на два вида: ворсовые и безворсовые. Первые называются хали, а вторые делятся еще на три типа с названиями килим, сумах и джиджим.

Расскажем об отличиях этих видов изделий подробнее.

  1. Хали. Это плотные, прочные изделия с ворсом, которые выглядят роскошно и представительно. Ковры хали ткут из овечьей шерсти двойным турецким узлом, либо из шелка с помощью асимметричного персидского узла, который подходит для создания утонченного детализированного узора. Как раз этим методом сотканы легендарные шелковые шедевры из Хереке, плотность которых достигает 1 млн узелков на квадратный метр.

  2. Килим. Этим словом обозначают легкие двусторонние ковры без ворса. Такие полотна появились куда раньше ворсовых собратьев и использовались тюркскими кочевниками для утепления жилищ. Родиной современных турецких килимов считается город Конья.

Килимы не имеют узлов и ткутся с помощью плоского переплетения. Мастер вплетает между вертикальными «струнами» основы цветную пряжу. Для создания разноцветного рисунка приходится много раз прерывать горизонтальный ряд и заменять нитку на другую, нового оттенка. Из-за этого там, где в узоре заканчивается один цвет и начинается следующий, даже можно разглядеть зазоры.

Килимы делают из шерсти или хлопка. Легкие, тонкие полотна используют в качестве прикроватных ковриков или вешают на стену в виде украшения.

  3. Сумах. В отличие от килима, это односторонний ковер. При ткачестве нити выводятся с лицевой части на изнанку и не обрезаются 一 так под ковром создается внутренний теплый и мягкий слой. Сумахи ткутся большими по размеру, чем килимы. Название этого типа происходит от растения, из которого в древности добывали натуральную краску для ткани: «сумах» переводится с арамейского языка как «красный». Считается, что такие ковры пришли в Турцию с Кавказа.

  4. Джиджим. Ковры, которые изготавливают в редкой технике. Нити узора оборачивают вокруг нитей основы так, чтобы получалось подобие вышивки. Джиджимы отличаются красочным геометрическим орнаментом, традиционно эти коврики используют как занавесы и покрывала.

Килимы, сумахи и хали ткутся по всей территории Турции. В каждом регионе придерживаются своих орнаментальных традиций, поэтому турецкие ковры делятся на виды еще и по узорам. Самыми знаменитыми остаются ковры «ушак» с ярко-красным фоном, медальоном в центре и желто-синими арабесками.

Как отличить ручную работу от машинной

Турецкий ковер ручной работы

Переходим к практической части. Теперь вы знаете главное о турецких коврах ручной работы, осталось только научиться отличать ручные изделия от фабричных, чтобы не попасться на уловки недобросовестных продавцов.

Вот чем отличаются ручные шедевры от фабричного масс-маркета:

  • Несимметричность узелков. При ручном плетении узлы получаются неодинаковыми по размеру и форме, машина же делает строчки идеально симметричными.

  • Натуральность бахромы. Бахрома 一 это оставшиеся после окончания узора нити основы, которые завязывают в кисточки, чтобы рисунок не распустился. Машинным изделиям такой прием не нужен, ведь они производятся по фабричной технологии без применения узлов. В этом случае бахрому пришивают к изделиям искусственно, для украшения. Такую пришитую бахрому легко отличить от натуральной.

  • Плотность плетения. Турецкий ковер хорошего качества ткется с плотностью не менее 150 тысяч узлов на квадратный метр. Этот показатель легко проверить на изнаночной стороне 一 узлы должны быть плотно сбиты, без зазоров и «воздуха» между.

  • Неоднородность цветов. При ручном ткачестве сначала окрашивается пряжа: нити помещают в чаны с водой, куда добавляют красители. Интенсивность цвета зависит от времени нахождения нитей в растворе, пропорций красящих веществ и температуры воды. Затем нити высушивают и отправляют к ткачам. При окрашивании невозможно добиться 100% одинаковых условий, поэтому разные партии пряжи могут иметь чуть разные оттенки. Из-за этой особенности цвета ручных ковров получаются неоднородными, в отличие от машинных моделей, которые красят уже после плетения. Рисунок у фабричных ковриков ровный, как фотопечать, а у цветов нет переливов оттенков.

  • Подписи мастеров. Нередко ткачи оставляют на изделиях подписи 一 название города или региона, фамилии создателей. Если на ковре значится такая подпись, то перед вами подлинник.

  • Цена. Ковер ручной работы не может стоить дешево. Даже за коврик прикроватного размера придется выложить несколько десятков тысяч рублей. Если же вы покупаете антикварный экземпляр или крупное полотно со сложным узором, то счет пойдет на сотни тысяч и миллионы.

Совет:

Перед покупкой спросите у продавца, в каком регионе и когда соткали ковер. Надежные продавцы знают эту информацию и даже смогут назвать мастерскую, в которой было создано изделие.

Выводы

Турецкие ковры ручной работы отличаются качеством, натуральностью и несут художественную ценность как предметы культуры. Многовековой опыт ковроделия позволяет мастерам в Турции создавать шедевры с изысканным дизайном и ярким колоритом, которые делают интерьер роскошным.

Ворсовые и безворсовые изделия ткутся только из природной шерсти, хлопка и шелка, без применения синтетики.

Чтобы отличить ручную работу от машинной, проверьте эти параметры: четкость рисунка на обратной стороне, плотность плетения, неоднородность узелков и оттенков, подписи мастера и натуральность бахромы. Расспросите продавца о времени и месте создания ковра и региональных характеристиках узора. Помните, что ручной ковер не может стоить дешево, и если продавец обещает огромную скидку, то, вероятнее всего, перед вами подделка.

Примеры турецких ковров ручной работы

Примеры турецких ковров ручной работы

В каталоге Kover.ru предлагаются турецкие ковры ручной работы из лучших мастерских. К каждому изделию прилагаются сертификаты. На сайте представлены коллекции из натуральной шерсти с традиционными узорами.

Доступна бесплатная услуга демонстрации ковра для оценки вида изделия в интерьере. Привезем ковер на дом, расстелем и подарим консультацию профессионального декоратора.


 Евгений Бережной

Статья подготовлена на основе рекомендаций профессионального декоратора, эксперта по коврам, Евгения Бережного.









Понравилось? Поделись: